Антисистема, субкультура и контркультура

В конце ХХ в. в социальной философии и культурологии получило широкое распространение исследование антисистем в духовной и социальной жизни общества. Данной проблематикой интересовались такие авторы, как Л. Н. Гумилев, В. М. Корявцев, В. Л. Махнач, Ю. М. Бородай, Д. М. Володихин и др. Л. Н. Гумилев определял антисистему как "системную целостность людей с негативным мироощущением , выработавшую общее для своих членов мировоззрение" . В самом общем виде под термином "антисистема" мы понимает синкретическое социально-духовное образование, обладающее следующими характеристиками: 1) неспособность к развитию; 2) негативное мироощущение; 3) иерархическая структура; 4) допустимость лжи.

В. Л. Махнач указывает, что все эти "родовые" черты закладываются в антисистему в силу её происхождения. В процессе межкультурного взаимодействия происходит заимствование и усвоение различных элементов материальной и духовной культур.

Если данные компоненты совместимы между собой, то либо все участники этого процесса взаимно обогатятся, либо возникнет некая новая целостность, совмещающая положительные качества всех своих предшественников. Антисистема же изначально синтезирует в себе несовместимые черты, прежде всего, духовной культуры, что лишает её не только возможности развиваться, но даже адекватно видеть мир. Именно с этим связано её негативное миропонимание: с точки зрения каждой базовой культуры, мир выглядит логичным и близким, поскольку культура формировалась во взаимодействии с ним, но с позиции сразу нескольких, иногда взаимоисключающих культурных точек зрения, мир кажется противоречивым и негармоничным. Не видя в мире порядка, представитель антисистемы хочет либо укрыться от мира, либо переделать, "усовершенствовать" его.

Для популяризации образа желаемого будущего адепты антисистем применяют ложь, ведь иначе нелегко логично и доступно изложить систему, состоящую из взаимоисключающих компонентов: "…антисистемы синкретичны, все они сляпаны из далёких друг от друга систем, и только ценой лжи можно добиться их объединения в некое целое, иначе они несовместимы" . По той же самой причине все антисистемы устроены иерархически или, лучше сказать, эзотерически, то есть статус адепта зависит от полноты его информированности, которая в свою очередь тесно связана с лояльностью адепта. Все исследователи сходятся на мысли, что антисистемы оказывают на породившие их культуры негативное воздействие и даже могут погубить общества, в которых живут. К числу самых известных антисистем относятся "Белый Лотос" (Китай), вуду (Гаити), манихейство и его средневековые наследники (богомилы, катары, патарены).

Однако в наши дни в культурологии ведётся дискуссия о таких понятиях, как "субкультура" и "контркультура". Вполне возможно, что под антисистемой понимается то же самое, что и под одним из этих явлений. В таком случае исследования антисистемной проблематики окажутся лишенными смысла: к чему рассматривать то, что уже достаточно изучено отечественными и зарубежными авторами? В данной работе мы сделаем попытку провести компаративистский анализ понятий "антисистема", "субкультура" и "контркультура" с целью найти сходства и различия. Ведь только установив, насколько эти понятия близки или далеки друг от друга, можно вести дальнейшие исследования как антисистемной, так и контркультурной проблематики.

Отечественный социальный философ В. И. Добреньков полагает, что субкультура – неотъемлемая часть любого общества, существование которой не вредит и не помогает обществу. "Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называются субкультурами . Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

Различия могут быть очень сильными. Но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые, характерные только для неё" . Иными словами, субкультура – это адаптация норм и ценностей доминирующей культуры к мировоззрению данной социальной группы. Ведь социальное бытие каждой общности оригинально и имеет какие-то свои нюансы, учитываемые и осмысливаемые представителями только данной общности. Но при этом все эти социальные группы живут и действуют в рамках одного территориального, правового, политического и экономического ареала, их члены проходят социализацию на лоне единой, главенствующей в обществе (доминирующей) культуры. Можно сказать, что в любом обществе наличествует количество субкультур, пропорциональное его дифференциации.

В научной литературе термин "контркультура" употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком значении это понятие употребляется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, т.е. термин "контркультура" употребляется, когда речь идет о замене одного типа культуры другим: "Контркультура появляется там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Она возникает как отрицание устаревших культурных форм и утверждение новых. Социологи и культурологи убеждены, что рождение контркультуры – свидетельство о двух одновременно происходящих в корпусе доминирующей культуры процессах: разложения старых ценностей и возникновения новых" .

Таким образом, возникновение контркультуры – это попытка части общества найти выход из культурного кризиса. Иногда им это удаётся, иногда – нет. Многое зависит от тех ценностей, которые ложатся в основу контркультуры. К примеру, В. И. Добреньков считает, что и христиане первых веков представляли собой контркультуру в агонизирующем античном обществе. С ним соглашается Л. Н. Гумилёв, говоря, что византийский этнос сложился именно в общинах первых христиан и затем всю свою историю наследовал их отношение к миру. Некоторые контркультуры терпят фиаско, в случае если их картина мира оказывается неадекватной сложившейся ситуации. Примером такой контркультуры может служить движение диггеров во время Английской революции (1640-1660 гг.). Для возникновения контркультуры в широком смысле этого термина необязателен синкретизм, без которого немыслима антисистема. Антисистема может взаимодействовать и даже совпадать с контркультурой, но может обходиться и без неё. Например, антисистема, возникающая в обществе, испытывающем культурный кризис, вполне может зародиться на лоне контркультуры, как это было с гностическими сектами в рамках увядающей античности. Но в то же время для возникновения антисистемы вовсе не обязательно, чтобы порождающее её общество испытывало какие-то трудности. История знает примеры возникновения антисистем именно в процветающих странах, которые только в силу своего расцвета и могли вступить в синкретические контакты с соседями.

Примером может послужить антисистемный культ вуду, возникший на Гаити в середине XVIII в. В эту эпоху остров был одной из самых процветающих французских колоний, культурный кризис ни креолам, ни французам, ни даже рабам не угрожал, однако антисистема не заставила себя долго ждать, так как на острове столкнулись западноевропейская и дагомейская культуры, и их противоестественный синтез в некоторой мере дополнился идеями Просвещения. Таким образом, культ вуду начинался не как контркультура, а в качестве самостоятельного духовного, а затем и социального образования.


Этот весьма скромный блок рекламной информации даст вам возможность узнать о других необычных книгах и не только о книгах:

    эти и другие многи наши спонсоры дают многим инициативам в сети возможность существовать и развиваться   Из найденной здесь информации вы - вполне вероятно - почерпнёте для себя нето полезное и интересное дополнительно, несмотря на ее рекламный характер   Реклама - двигатель торговли! И источник полезной информации - за примерами далеко ходить не надо

Новинки раздела "Контркультура и альтернативная литература" - для вас:

Жить – интересно!

Алексей Клочковский


Известный читающей интернет-аудитории автор предстаёт в новых ипостасях – как талантливый журналист, художник и музыкант. Полный юмора, ...


Тропик Козерога

Генри Миллер


Генри Миллер – виднейший представитель экспериментального направления в американской прозе XX века, дерзкий новатор, чьи лучшие произведения ...


Субъективный реализм

Михаил Блехман


Сборник рассказов в стиле, который автор назвал "Субъективным реализмом". Эти рассказы – о любви, творчестве, времени. Они полны метафор и ...


Чарівна ти

Чак Поланік


Пенелопа Гарриґан була приголомшена, коли Лінус Максвелл, мільярдер і коханець найрозкішніших жінок, навіть не доторкаючись до неї, ...


Бойцовский клуб 2. Книга 2

Чак Паланик


После «Проекта Разгром» проходит десять лет. Рассказчик, он же Себастьян, ведёт обыденную жизнь. Но его жене Марле пресытила эта рутина, и ...


Сто миллионов

Роман Воликов


Два рассказа о главных человеческих грехах, таких же вечных как и сам человек

Искренне надеемся, что "Сто ...