Идеолог контркультуры Роззак

В конце 60-х годов в мире появился новый самостоятельный социоисторический феномен, контркультура – комплекс новых ценностных ориентаций, выступивших в качестве противовеса традиционной культуре, мощному истеблишменту, чье мировоззрение и ценности казались тогда незыблемыми. Родилось новое явление, вызвавшее затем невиданный разлом в общественном сознании западных стран. Контркультурные установки имеют ярко выраженную антисайентистскую и антитехнократическую направленность; они, по сути, лежат в основе философии "Великого отказа" от всех целей и ценностей техногенной цивилизации.

В целом в концепциях контркультуры отразились критические умонастроения американской леворадикальной молодежи и интеллигенции 60-х годов, социальное и политическое поведение которых явилось реакцией на общецивилизационные противоречия и глобальные проблемы эпохи. Именно левые радикалы утверждали, что ни человеком, ни обществом невозможно до конца рационально управлять в силу иррациональной, спонтанной природы человека. Поэтому леворадикальная, контркультурная молодежь выступила против протестантской этики с ее идеей "отсроченного вознаграждения", идеей "самоотверженного" труда ради обогащения и накопления как смысла жизни, как формы самоугнетения человека. Закабаляющей этике труда контркультура противопоставила гедонизм, радость и наслаждение жизнью, по принципу "рай – немедленно!". Таким образом, она несет мощный антиэтатистский заряд – протест против чрезмерного регламентирующего вмешательства государства в жизнь людей. Контркультура проявляется на разных, относительно самостоятельных уровнях: в обыденном сознании, на уровне повседневной практики (в альтернативных движениях), в художественных течениях авангардизма и, наконец, на теоретикофилософском уровне.

Будучи ведущим теоретиком – идеологом контркультуры, Т. Роззак сформулировал ее основополагающие концепции, ее социальную философию и идею "третьей альтернативы", в основе которой лежит программа "революции сознания", "революции личности". Значение Т. Роззака в том, что он помог раскрыть культуротворческий потенциал молодежного леворадикального движения, сформулировав ее систему ценностей, идеалов и мотивов поведения. Осмысление философии контркультуры, а также новейших мировоззренческих истолкований современной социальной динамики приводит нас к пониманию того, что, по-видимому, ни одна культура в принципе не может развиваться без контркультуры. Новая культура рождается путем мутации внутри ее ядра – системы ценностей, – когда на смену старой системе ценностных ориентаций приходит другая.

Итак, что внесла контркультура в жизнь западных обществ, что она отвергала, за что выступала? Как утверждают сами американцы, контркультура внесла много изменений в их жизнь, миропонимание. Молодежь отвергла многие устарелые представления и догмы. Произошла переоценка этики труда, смысла жизни, изменения происходят в системе образования, в искусстве, в формах отдыха, в отношениях в семье, между полами, в нравственных представлениях. Американская контркультура в значительной степени способствовала тому, что в обществе стали распространяться "постматериальные" ценности, приоритет духовных начал, качественные характеристики человеческого бытия. Ценности и идеалы, рожденные на гребне антиимпериалистических выступлений 60-х годов, не растворились в общественном сознании последующих десятилетий. Жизненные ориентации и особенно нравственные искания, возникшие в ходе борьбы с истеблишментом, не исчезли. Они вошли в плоть и кровь современной постиндустриальной культуры. Контркультура вывела нас к предельным вопросам бытия, к глубинным вопросам смысла жизни, к новому уровню понимания человеком самого себя и окружающего мира. Что отвергали контркультура и Роззак? Ценности и цели потребительского общества и техногенной цивилизации в целом. Лицемерные, ханжеские, мещанские представления. Циничное, жестокое отношение к человеку, к Природе. Устарелую пуританскую мораль и религию доллара...

Что утверждали контркультура и Роззак? Любовь и бережное отношение к человеку как уникальному существу, развитие его нереализованных потенциалов: добра, справедливости. Любовь и бережное отношение к Природе, ко всему живому на Земле. Приоритет человека перед государством, приоритет малых форм в экономике, в организации социальной жизни. Контроль над развитием науки и техники. Самосовершенствование как смысл жизни. Понятно, что изобретение оружия массового уничтожения и экологический кризис устанавливают "очевидный исторический предел" техногенной цивилизации. Но, как обнаружилось, наиболее губительным для нее является девальвация ее целей, смысла и мотивов, служивших импульсом ее поступательного движения

Эта девальвация и происходит с помощью и при участии контркультуры, которая в высшей степени заостренно ставит нравственно-этические вопросы перед современным технократическим обществом. Протестное выступление молодежи и интеллигенции в 60–70-е годы в США в период высокого общественного подъема явилось выдающимся событием в истории развития самосознания американского, а затем и всего западного общества. Ценности, родившиеся в русле этого движения, стали распространяться по всему миру. Об этом свидетельствуют социологические исследования ученых, да и сама реальная жизнь подтверждает это. В 1997 году Р.Инглхарт выпускает книгу "Модернизация и постмодернизация. Культурные, экономические и политические изменения в 43 странах мира". В ней изложены результаты грандиозного социологического исследования, проведенного в 70–90-е годы в рамках международного проекта "Всемирный обзор ценностей". Исследования осуществлялись в 43 различных государствах – авторитарных обществах, в бывших соцстранах и в обществах с давно утвердившейся демократией и рыночной экономикой, в обществах, где годовой доход на душу населения составляет около 300 долларов в год, и там, где этот доход в сто раз выше. Во всех этих обществах обнаружены явные изменения в ценностях, ориентациях, позициях, мироотношениях. Пользуясь терминами "модернизм" – "постмодернизм", Р.Инглхарт обходит острую дискуссию по их поводу, а в своей работе он придерживается однозначного их понимания: "модернизм" – это индустриализм, "постмодернизм" – это постиндустриализм. Высшей целью индустриального общества является экономический рост и накопление, и в эту эпоху очень важны и иерархическая власть, и бюрократия, жесткие социальные нормы и жесткая трудовая дисциплина, целеустремленность, политические партии и профсоюзы, мобилизующие массы на достижение этих целей. (Для большинства населения мира эти цели попрежнему очень важны.)

Когда цели индустриального общества достигаются, когда в обществе создаются условия гарантированной экономической и физической (экзистенциальной) безопасности личности, доверие ко всем этим целям, ценностям и институтам, к их легитимности начинает убывать, пишет Инглхарт. При переходе от эпохи индустриализма к эпохе постмодернизма (постиндустриализма) формируются новые ценности – постматериальные, постэкономические: больше ценится личная свобода, свобода выбора, участие в демократическом процессе, в политической жизни, в принятии решений; в межличностных отношениях ценится толерантность и доверие, терпимость к меньшинствам, а также возможность индивидуального роста, развития. Меняются семейные, религиозные нормы, гендерные, сексуальные роли. Исследование свидетельствует о широком культурном сдвиге, о происходящей перестройке в умонастроениях, в мироотношении. Речь идет о глубинных и массовых сдвигах, которые меняют образ жизни людей, трансформируя политические и экономические цели общества, что в свою очередь оказывает решающее воздействие на темпы экономического роста, на стратегические цели и ориентации политических партий и перспективы демократических институтов; при этом отмечается, что сдвиги имеют долговременный импульс. Сегодня многие индустриальные общества, пишет Инглхарт, подошли к "крутому повороту" в своем развитии, приблизились к пределам своей функциональной эффективности, к пределам массового их приятия... Исследования показывают, что молодежь играет важную роль в сдвиге ценностей: старшее поколение было ориентировано на материальные, экономические ценности, у нового поколения они – постэкономические, постматериальные (речь идет о постиндустриальных обществах). Молодежь – не единственный, но очень важный элемент происходящих культурных сдвигов, заключает Инглхарт.

Касаясь роли и функции контркультуры в динамике социальных трансформаций, хотелось бы подчеркнуть: масштабное социологическое исследование, безусловно, подтверждает тот факт, что именно контркультура дала мощный импульс процессу пересмотра, переоценки целей и ценностей индустриального общества, и этот процесс сегодня обретает глобальные измерения.

Историческая миссия контркультуры состоит, на наш взгляд, в том, что она расчистила ценностное пространство для ростков нового, для поиска новой ценностной базы, которая обеспечила бы выживание человечества, его устойчивое развитие, для переосмысления и утверждения многих вечных, нетленных ценностей человечества – демократии, справедливости, свободы, равенства, жизни на Земле.

Возможно, что кроме социально-экономических и идейно-политических корней контркультура имеет и глубокие антропологические корни. Такой вывод мог бы дать импульс новому интересному направлению в изучении контркультуры в рамках теории сознания и философской антропологии в целом, способному привести к более полному пониманию как культуры, так и самого человека.

Возможно, тайна контркультуры до конца еще не раскрыта. Возможно, еще не выработан адектватный понятийный аппарат для исчерпывающей трактовки феномена. Но ее воздействие на жизнь современного общества несомненно имеет место, что и хотел показать автор в настоящем очерке. Если правы аналитики, утверждающие, что мы живем в эпоху, когда идет процесс "великой культурной трансформации", когда пересматриваются фундаментальные, базовые основания и в науке и в других областях жизни общества, то можно смело утверждать, что контркультура внесла в этот процесс свой весомый вклад: она дала мощный импульс переоценке всех целей и ценностей техногенной культуры.


Этот весьма скромный блок рекламной информации даст вам возможность узнать о других необычных книгах и не только о книгах:

    эти и другие многи наши спонсоры дают многим инициативам в сети возможность существовать и развиваться   Из найденной здесь информации вы - вполне вероятно - почерпнёте для себя нето полезное и интересное дополнительно, несмотря на ее рекламный характер   Реклама - двигатель торговли! И источник полезной информации - за примерами далеко ходить не надо

Новинки раздела "Контркультура и альтернативная литература" - для вас:

Жить – интересно!

Алексей Клочковский


Известный читающей интернет-аудитории автор предстаёт в новых ипостасях – как талантливый журналист, художник и музыкант. Полный юмора, ...


Тропик Козерога

Генри Миллер


Генри Миллер – виднейший представитель экспериментального направления в американской прозе XX века, дерзкий новатор, чьи лучшие произведения ...


Субъективный реализм

Михаил Блехман


Сборник рассказов в стиле, который автор назвал "Субъективным реализмом". Эти рассказы – о любви, творчестве, времени. Они полны метафор и ...


Чарівна ти

Чак Поланік


Пенелопа Гарриґан була приголомшена, коли Лінус Максвелл, мільярдер і коханець найрозкішніших жінок, навіть не доторкаючись до неї, ...


Бойцовский клуб 2. Книга 2

Чак Паланик


После «Проекта Разгром» проходит десять лет. Рассказчик, он же Себастьян, ведёт обыденную жизнь. Но его жене Марле пресытила эта рутина, и ...


Сто миллионов

Роман Воликов


Два рассказа о главных человеческих грехах, таких же вечных как и сам человек

Искренне надеемся, что "Сто ...