Революция сознания и Третья альтернатива

Смысл позитивной программы Роззака заключается в том, чтобы создать "здоровую экологию духа и Планеты". Путь реализации этой программы – в переориентации и трансформации урбано-индустриальной культуры таким образом, чтобы интересы личности доминировали, стояли впереди интересов государства, а наука и техника получили бы подчиненный, подконтрольный статус в обществе. Средством такой трансформации общества должна служить трансформация личности через "революцию сознания", которую Роззак понимает очень широко – это и реализация внутренних потенциалов личности, восстановление духовных, "трансцендентных" начал и в то же время – это и глубокое осознание человеком своих прав и своей ответственности за судьбы мира, а главное – отказ от старых, окостенелых стереотипов мышления, полный отход от системы ценностей урбанистического индустриализма, от ее нормативных установок, ценностных представлений потребительского общества. "Революция сознания" – это "революция личности", радикальный пересмотр всей иерархии ценностей, переоценка значимости материальных и духовных факторов: это интимная революция по перестройке фундаментальных основ жизни. "Она должна пустить корни всюду: дома, по соседству, в школе, на работе"

Следовательно, можно сказать, что в основе современной леворадикальной утопии о "диз-интеграции" урбанистической цивилизации лежит представление о том, что трансформация современного общества будет происходить на уровне ценностей, нравственности, на уровне культуры. Роззак предлагает полностью переосмыслить ценностные ориентиры, направленные на неограниченное развитие урбанистической цивилизации, всемерный рост материального производства и материального потребления и перейти к "постматериальным", "постбуржуазным" ценностям нового "постиндустриального" общества. В постиндустриальном обществе сформируется и персоналистическая культура, открытая "духовному измерению жизни", культура, которая будет "подтверждать уникальность личности", с самого рождения ребенка и на всю жизнь она должна будет способствовать его свободному развитию – и дома, и в школе, и в его профессии

Для того чтобы персоналистическая культура начала формироваться, Роззак предлагает "диз-интегрировать" все хозяйство урбанистического индустриализма, потому что этот эксперимент оказался неудачным. (При этом слово "диз-интегрировать" он подчеркнуто пишет через "и", а не через "е", желая эмоционально усилить его смысл.). "Диз-интегрировать" это хозяйство – означает прекратить мощную экономическую экспансию. С точки зрения защитников индустриального господства, пишет Роззак, нет иного пути, кроме как безгранично следовать дорогой экономического прогресса, пока не будет достигнута цель – надежное изобилие для всех. Однако экономика гораздо более парадоксальная наука, чем принято считать. Силы, которые породили изобильное существование среднего класса западного мира, могут не оправдать ожиданий и привести к новой эпохе нужды и варварства, более разрушительных, чем переживало человечество до сих пор. "Погоня за безграничными экономическими возможностями – это гонка по кругу, она может привести нас к режиму нищеты и бедности"

Главная этическая задача "революции сознания" – это смелый, радикальный разрыв с урбано-индустриализмом, "только так можно прийти к новой экологии, к новой демократии, к новой жизни духа"208. Лучше "революция сознания", то есть "взрыв" сознания, чем взрыв атомной бомбы! И тогда, пишет Роззак, появится все больше и больше людей, которые будут отказываться жить, подчиняясь провозглашенным технократией целям, станут невосприимчивы к таким вещам, как карьера, богатство, мания потребительства, технический прогресс, которые "на низкую комедию подобных "ценностей" будут отвечать лишь грустной улыбкой и проходить мимо них"

Конечно, идея разделаться с громадой военно-промышленного комплекса с помощью "грустной улыбки" вызвала много сарказма в адрес Роззака. Однако если эту "грустную улыбку" опять-таки понять как метафору, за которой стоит идея действительной смены ценностных ориентаций, то окажется, что это достаточно серьезная мысль: система ценностей, норм и установок – это, как известно, ядро любой культуры. Изменив эту систему, т.е. изменив отношение людей к идеалам, вещам, к миру, к другим людям – можно вызвать и самые серьезные социальные трансформации. Таким образом, можно сказать, что и в этой метафоре может быть заключено серьезное практическое содержание. "Революция сознания" означает также перенесение акцента на внутренний опыт, на духовные ценности, на создание между людьми подлинно человеческих отношений, основанных на любви, взаимопонимании, дружбе вместо агрессивности, вражды, конкуренции. Это также отказ от культа силы, эгоизма, страха, насилия, признания за человеком права выбрать свободу, мир. Это и умение людей мыслить глобально, планетарно – умение воспринимать людей как единую человеческую семью. То есть это глубинная перестройка мышления и чувств – рождение как новой этики, так и нового мышления. Такая трансформация должна происходить в душе каждого человека – в отличие от социально-политической революции, которая, по мнению Роззака, ни к чему хорошему не приводит. Таким образом, смысл переустройства общества Роззак видит в переустройстве сознания, жизненного стиля, в личностной революции – в культурной трансформации. Какого рода общество нужно построить, чтобы в нем было гарантировано осуществление проекта самораскрытия личности и культивировалось духовное богатство? Свою постиндустриальную альтернативу капитализму Роззак не берется нарисовать конкретно. Свою "новую утопию" он видит "на далеком краю" урбанистической цивилизации, "там, где кончается пустыня" – то есть, там, где кончается эта цивилизация. Человечество стоит "между смертью и трудными родами", пишет Роззак, имея в виду рождение нового общества. Но это будет не капитализм с его индустриализмом, эгоизмом, жаждой наживы, и не социализм с его коллективизмом, отрицающим личность во имя общественных целей. Это будет "третий путь", "третья альтернатива", которая приведет к созданию нового, нерепрессивного общества, повернутого лицом к человеку. Это будет такое общество, в котором наивысшей социальной ценностью будет "проект раскрытия человеческого Я, а наивысшим богатством общества будет не валовой национальный продукт, а духовное богатство автономной личности

"Третья альтернатива" нацеливает на формирование новой человеческой личности, свободной от крайностей как индивидуалистической, так и коллективистской направленности. Для ее рождения необходим такой курс развития общества, который перерос бы современную завороженность наукой и целями индустриального развития, необходим радикализм, который раскрылся бы навстречу духовному измерению жизни"

Таков гуманистический и утопический идеал, который рисует американский ученый. "Диз-интеграция" бывает творческой и нетворческой, считает Роззак. Нетворческая диз-интеграция разрушает все полностью. Он же предлагает "творчески" диз-интегрировать урбанистический индустриализм, сохранив в нем все позитивное, что может пригодиться в новом обществе. Диз-интеграцию надо начинать с деурбанизации. С одной стороны, города – это мозговые центры мира. А с другой стороны, города – это воплощение самых худших пороков урбанистической цивилизации. Город с его "дном", где не действуют человеческие законы, с его грязью, шумом, изматывающим ритмом, отравляющими запахами, серым цветом – враждебен человеческой природе. В городе много агрессивности, недоброжелательства в отношениях между людьми. Город должен быть отвоеван у коллективной анонимности и превращен в содружество селений городского типа,.. и каждый сантиметр, медленно и постепенно отвоеванный на этом пути, будет реальной почвой для прав личности и реальной основой здоровья планеты"

Как мы видим, авторская концепция выхода из кризисного состояния развивается по двум направлениям – это "революция сознания", охватывающая также и развитие трансцендентных сил в природе человека, и коренной разрыв с урбанистической индустриализацией. Программа социально-экономического преобразования общества видится Роззаком в следующем: новое общество будет основываться на экономике "человеческих масштабов", согласно которой в качестве основной единицы экономики – в соответствии с буддийским принципом "малое – прекрасно!" – будет семейная экономика, "домашняя экономика", сельские и монастырские общины и коммуны. "Люди под давлением необходимости откажутся от урбанистического индустриализма и начнут возрождать домашнюю экономику, поскольку только при ней возможен разумный баланс потребностей и потребления"

При гигантском бюрократическом устройстве общества голос одного человека для властей практически не слышен, власть, государство отчуждены от человека, от его повседневных забот и жизненных проблем. Поэтому иерархическую структуру власти следует изменить и противопоставить ей малые общности людей, коммуны, общины, группы для решения повседневных проблем жизни людей – в них не будет централизации власти и разделения труда, им будет противопоставлено децентрализованное участие в управлении всех членов общины, коммуны. "Мы не должны оставаться наедине со своими душевными ранами, талантами, проблемами, заботами – надо начать объединяться, чтобы совместно решать проблемы, начать помогать в этом друг другу – не ожидая какого-либо сочувствия от наших лидеров и официальных властей"

Люди сами ищут альтернативу большим индустриальным системам в малых социальных формах, в которых можно соединить духовные потребности и труд, как призвание человека, как способ раскрытия его способностей, талантов, пишет Роззак. С точки зрения персоналистической этики Роззака особенно привлекателен опыт монастырских коммун – это настоящая модель "творческой социальной диз-интеграции", с помощью которой "удушающие социальные институты" могли бы быть превращены в "цивилизованные, устойчивые коммуны, где могло родиться новое чувство личной идентичности и достойной человека судьбы"

В своей социальной философии Роззак проповедует идеи общинной жизни. Общинная жизнь в Америке исторически играла важную роль – именно община в этой стране способствовала утверждению либеральной демократии. Общины, коммуны с самого начала были ячейкой самодеятельного гражданского общества и прообразом современной "партиципативной" демократии – демократии прямого, непосредственного участия человека в решении его жизненно важных проблем. (Известно, что монастырские общины на Руси тоже играли прогрессивную роль в формировании и сохранении духовных, нравственных традиций народа. Об этом пишут многие исследователи, изучающие духовные традиции России. Л.Н.Толстой также призывал создать на месте полицейского государства "общежитие свободных и равноправных крестьян" на основе непротивления злу насилием, духовности и самоусовершенствования, призывал к жизни по совести и любви, проповедовал аскетизм.) Жизнь в монастырских коммунах особенно способствует гармонизации с природой и духовностью человека, утверждает Роззак. В монастырской парадигме экономики производительность невелика, потребление скромно, человек свободен от ненужной излишней работы ради развитого аппетита и жажды удовольствий. Здесь духовное имеет первостепенное значение, высоко ценится такая первозданная вещь, как... тишина. А как оценить такую ценность на рынке?...

При этом Роззак обращает особое внимание на то, что антиподом "огромности"должно быть не столько "малое", сколько "персоналистическое" – малые общины, малые государства, как показала история, тоже могут быть тоталитарными, деспотическими. Важно, чтобы эти коммуны, общины были демократичными, чтобы их основной целью было развитие личности, его духовный и физический расцвет – счастье человека. Только на уровне "малых форм" – на уровне поселка, деревни, округа, района, фермы, усадьбы, семьи – идеи спасения ресурсов и охраны окружающей природной среды (новые методы очистки воды, органического животноводства, использование энергии солнца и ветра и т.д.) могут быть приемлемы как средство экологически ответственного и разумного удовлетворения экономических потребностей. Только здесь можно достичь "разумного баланса потребностей и потребления". Жизненная практика подтверждает справедливость идеи Роззака о преимуществе "малых форм". Современная "посткапиталистическая" западная цивилизация – это ренессанс "малых форм" – и в экономике, и в политике. "Денационализация промышленности, поощрение мелкого предпринимательства и экономической многоукладности существенно оздоровили капиталистическую экономику и стали основой экономического рывка 80-х годов". В то же время терпят кризис и крупные партии, вместо них рождаются движения малых групп, "гражданские инициативы" и т.д.

Как пишет В.С.Библер, в XX веке "культура смещается в эпицентр человеческого бытия"218. При этом, может быть, "именно противостояние мегасоциума промышленной цивилизации (какую бы форму она ни принимала) и малых ядер социума культуры будет решающим событием начала XXI века"

В книге "Там, где кончается пустыня" Роззак более четко обрисовывает контуры своей "Новой утопии": новое общество будет децентрализованным, менее индустриальным, более экологичным и более демократичным: – труд там будет возрожден как свободная от эксплуатации деятельность и как средство духовного роста и самоутверждения;

– тяжелая индустрия будет совмещаться с трудом ремесленника;

– экономика будет формироваться на основе родства, дружбы, сотрудничества;

– общественные службы будут небюрократизированны, их будут создавать и ими будут управлять сами потребители;

– промышленные предприятия и кооперативы будут координироваться в масштабах всего общества рабочим контролем;

– вместо крупных банков и страховых компаний будут созданы кредитные союзы и установлено взаимное страхование;

– – будет истинное равноправие женщин и большие семьи для баланса народонаселения;

– будет установлен полный контроль над транспортом и средствами массовых коммуникаций;

– будет введено непринудительное образование в свободных народных школах и т.д.

Таким образом, урбанистическая цивилизация сменится обществом, окончательно разделавшимся с "секуляризованным мифом о прогрессе, пришедшем к нам от Просветителей". Тогда наступит Апокатастасис – Великое Возрождение, которое будет означать "пробуждение от одномерного видения и от ньютоновских снов, отречение от безумной онтологии нашей культуры"

Сам Роззак называет свое представление о будущем обществе "Новой Утопией". Однако следует отметить, что Утопии тоже бывают разные. Как пишет Э.Я.Баталов в книге "Социальная утопия и утопическое сознание", чтобы знать, в какую сторону может подтолкнуть общество та или иная Утопия, надо "учитывать степень ее соответствия объективным тенденциям развития общества и интересам социальных сил, воплощающих в своей деятельности эти тенденции"

Чтобы ответить на вопрос о том, соответствует ли, например, идея "диз-интеграции", децентрализации объективным тенденциям развития современного общества, можно обратиться к работе ведущего американского социолога Дж. Несбитта "Мегатенденции". Несбитт считает, что одной из главных тенденций развития современного американского общества является переход от централизации к децентрализации: "Высоко иерархизированные и централизованные институты рухнули, социальная жизнь строится на основе низового уровня организации общества"

Процессы децентрализации охватывают и перестраивают все сферы жизни – политику, бизнес, культуру. Местные общины все больше претендуют на автономию. Власть все больше переходит от центра к штатам и осуществляется на местном уровне. Происходит трансформация и экономики, она тоже все больше ориентируется на местный уровень

То есть исследования социолога подтверждают "степень соответствия" утопических идей Роззака объективным тенденциям развития американского общества. Отечественный аналитик М.И.Новинская считает тенденцию развития "новой социальности" – коммунитаризма – важным фактором в жизни американского общества: возможно, пишет она, что таким путем реализуется леворадикальная утопия в стране, где утопии всегда были руководством к действию, потому что именно США в свое время "стали огромным полигоном", где европейские утопические идеи, просветительские идеи "свободы, равенства и братства", идеи Толстого и Кропоткина проходили испытание на практике225. И, наконец, тот факт, что многие идеи Роззака отвечают чаяниям широких слоев западного общества, подтверждается их большой популярностью и в альтернативных движениях, развивающихся как в Америке, так и во многих странах мира.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что хотя персоналистическая концепция личности несколько преувеличивает роль субъективного фактора в истории, однако одновременно Роззак утверждает в высшей степени гуманную идею – абсолютное значение личности человека. Интуицией ученого он приходит к необходимости сосредоточить внимание на проблеме человека, месте и роли личности на современном этапе развития человеческой цивилизации, неоценимости человеческого Я в этом мире. Главная ценность его концепции "экологического персонализма" заключается в том, что он считает Человека и Природу фундаментальнейшими целями развития этики и общества.

Сегодня, когда жизнь человека предельно усложнена, а экологическое равновесие в значительной степени нарушено, когда в невиданных масштабах истощаются ресурсы Земли, а термоядерная опасность тенью висит над Планетой, во многих уголках земного шара проливается кровь, и жизнь человека мало чего стоит – не грех прислушаться к идеям об уникальности, драгоценности человека и человеческой жизни, которыми пронизано творчество американского гуманиста, несмотря на весь его "романтизм" и "утопизм", потому что любовь к человеку и боль за него – главные черты его концепции личности. Девиз ученого – "Каждая личность должна иметь свое лицо, свой голос" – актуален и сегодня, он утверждает приоритет человека, личности как высшей гуманистической ценности нового демократического гражданского общества будущего.

Таким образом, в главе "Экологический персонализм" представлена концепция личности и личностного существования в качестве основного предмета философии контркультуры. Американского философа волнуют проблемы реального человеческого существования, остро вставшие в XX веке, такие, как место человека в историческом процессе, духовное содержание личности, ее ответственность перед миром, вопросы перспектив общественного развития и универсального самоосуществления человека.


Этот весьма скромный блок рекламной информации даст вам возможность узнать о других необычных книгах и не только о книгах:     эти и другие многи наши спонсоры дают многим инициативам в сети возможность существовать и развиваться     Из найденной здесь информации вы - вполне вероятно - почерпнёте для себя нето полезное и интересное дополнительно, несмотря на ее рекламный характер   Реклама - двигатель торговли! И источник полезной информации - за примерами далеко ходить не надо

Новинки раздела "Контркультура и альтернативная литература" - для вас:

Жить – интересно!

Алексей Клочковский


Известный читающей интернет-аудитории автор предстаёт в новых ипостасях – как талантливый журналист, художник и музыкант. Полный юмора, ...


Тропик Козерога

Генри Миллер


Генри Миллер – виднейший представитель экспериментального направления в американской прозе XX века, дерзкий новатор, чьи лучшие произведения ...


Субъективный реализм

Михаил Блехман


Сборник рассказов в стиле, который автор назвал "Субъективным реализмом". Эти рассказы – о любви, творчестве, времени. Они полны метафор и ...


Чарівна ти

Чак Поланік


Пенелопа Гарриґан була приголомшена, коли Лінус Максвелл, мільярдер і коханець найрозкішніших жінок, навіть не доторкаючись до неї, ...


Бойцовский клуб 2. Книга 2

Чак Паланик


После «Проекта Разгром» проходит десять лет. Рассказчик, он же Себастьян, ведёт обыденную жизнь. Но его жене Марле пресытила эта рутина, и ...


Сто миллионов

Роман Воликов


Два рассказа о главных человеческих грехах, таких же вечных как и сам человек

Искренне надеемся, что "Сто ...